Личный кабинет студента Портфолио студентов Вопрос\Ответ Заочнику Расписания Образовательный портал НИЯУ МИФИ Библиотека ВИТИ НИЯУ МИФИ

Юные исследователи провели анализ питьевой воды в лаборатории ВИТИ

27 ноября члены Научного общества учащихся МБУДО «Центр «Радуга» прошли экологический практикум в лаборатории ВИТИ НИЯУ МИФИ.

Одно из направлений профориентационной деятельности ВИТИ НИЯУ МИФИ – это просвещение детей и молодёжи города в сферах, напрямую или косвенно связанных с атомной промышленностью. Молодые пытливые умы с интересом и энтузиазмом участвуют в практических мероприятиях, организуемых вузом. Летняя детская физико-техническая школа «Юный атомщик», сессии «AtomCamp», посещение ВИТИ школьниками в рамках распределённых дней открытых дверей – это самое малое из того, что можно назвать.

В рамках сотрудничества в деле экологического просвещения школьников и формирования исследовательских компетенций 27 ноября учащиеся объединений «Экологический практикум», «Юный исследователь» и «Тропинка в природу» посетили ВИТИ. 15 членов Научного общества учащихся МБУДО «Центр «Радуга» проводили химический анализ воды: на наличие солей и на РН. Руководил процессом Сапельников Вячеслав Михайлович, к.х.н., доцент, преподаватель ряда дисциплин, в числе которых «Химия» и «Водный режим АЭС». В процессе знакомства с Вячеславом Михайловичем ребята высказали своё понимание слова «Экология», тем самым заложив основу важности дальнейшего занятия. Юные исследователи пришли на занятие подготовленные: каждый принёс с собой бутылочку воды для анализа. Здесь были образцы питьевой воды из магазинов («BonAqua», «Святой источник» и другие), лечебной воды «Боржоми», дождевой, воды из лужи и из школьного фонтанчика.

Вячеслав Михайлович начал практикум с прибора лаборатории под названием «Электрофотоколориметр», светочувствительные фильтры которого позволяют определить содержание солей (сульфатов и карбонатов). С помощью прибора ребята протестировали дождевую воду: в качестве эталона в один из маленьких «аквариумов» залили дистиллированную воду, а в другой, «подопытный» – дождевую, свежесобранную. После запуска измерения на шкале можно было увидеть результат исследования.

Второй частью занятия было самостоятельное измерение своих образцов воды с помощью портативного прибора под названием «TDS-метр». С его помощью можно определить наличие примесей в воде, то есть её жёсткость. Каждому из школьников была выдана инструкция с нормами TDS. Так, дистиллированная вода при измерении показала на табло прибора «001», что попадает в диапазон идеальной питьевой воды. Образец «Боржоми» - 331, что означает достаточно большое количество солей. Вода из фонтанчика дала показатель чуть ниже – 320 (ограниченно приемлемая вода, водопроводная). Ребята заносили результаты в специальную таблицу.

Следующим опытом было определение уровня РН. С помощью универсальной индикаторной бумаги ребята определили уровень кислотности образцов, сравнив цвет бумаги с цветной шкалой на коробочке. У большинства юных химиков бумага почти не поменяла цвет (осталась светло-оранжевой), что показало на уровень среды, близкой к кислотной. Затем Вячеслав Михайлович налил в пробирки кислый и щелочной образцы воды: тут та же индикаторная бумага окрасилась в зеленоватый и малиновый цвета.

Глаза юных исследователей загорелись, ребята нетерпеливо ждали своей очереди, и в то же время строго следовали инструкциям, чтобы протестировать свои образцы максимально точно. Ведь нет ничего ценнее, чем то, что сделал своими руками! Довольные, увлечённые химики покидали лабораторию с явным сожалением: так много интересного, а время ограничено! Но это не страшно: ВИТИ НИЯУ МИФИ готов и дальше встречать в своих стенах учащихся Волгодонска, чтобы помочь ребятам к окончанию школы твёрдо определиться с профессией.